Британская территория

Британская территорияКак мы видели, комиссия Саймона в своем докладе, говоря об индусско-мусульманском антагонизме, была вынуждена отметить два характерных факта: 1) что этот антагонизм существовал преимущественно на территории, непосредственно управляемой англичанами, и почти отсутствовал в индийских княжествах, хотя смешение населения имеется и там, и тут, и границы между отдельными областями чпсто административные; 2) что на британской территории этот антагонизм за последнее время увеличил# ся и что «в Британской Индии в прошлом поколении… общинные беспорядки, которые угрожали бы гражданскому миру, происходили в минимальных размерах». Общинно-религиозные конфликты, Таким образом, являютСя специфическим продуктом британского господства и особенно последнего периода этого господства, т. Е. Периода кризиса власти империализма.

Предположение, что британское господство является основной причиной, способствующей росту общинных конфликтов в Индии, обычно вызывает возмущение и негодование в официальных британских кругах. Но факты — упрямая вещь; факты приводятся в свидетельствах очевидцев, и факты фиксируются в исторических документах. Возмущение и негодование не может служить доказательством и никого не могут убедить, — империализм далек от положения «жены Цезаря», и примеры двуличности империалистов слишком многочисленны, чтобы мировое общественное мнение можно было убедить в чем-нибудь, по-ханжески отрицая очевидные факты.

Для того чтобы представить себе фон, на котором развертывались эти события, необходимо отметить те зачатки социально-экономического соперничества, которые существуют не среди индусских и мусульманских масс, а среди растущей буржуазии. Рост торговли, всякой коммерческой деятельности и распространение образования начались в Бомбее, Калькутте и Мадрасе значительно раньше, чем в мусульманских районах на севере. Комиссия Хантера в своем докладе в 1882 г. отметила, что мусульмане составляют только 3,65% всех имеющих университетское образование. До последнего времени процент грамотности среди индусов значительно выше, чем среди мусульман. Поэтому с ростом индийской буржуазии существовавшее уже соперничество могло легко принять религиозную форму. Крупные помещики-мусульмане с неудовольствием наблюдали рост торговой и промышленной буржуазии и рассматривали это явление как угрозу установления «индусского» господства. Базой для религиозного антагонизма среди растущей буржуазии был конфликт между соперничающими торговыми группами, а также борьба за административные должности, исход которой зависел от преимуществ в образовании, где мусульмане опять — таки отставали. С появлением первых выборных органов система ограниченных избирательных прав, основанная на имущественном и образовательном цензах, оказалась более выгодной для индусов, что побуждало мусульман требовать отдельного представительства. Это в значительной степени облегчало официальным кругам их игру на скрытом индусско-мусульманском антагонизме и помогало им построить на этой основе целую политическую систему.

Похожие записи

  • 22.03.2015 Работа крупного индийского капитала Работа крупного индийского капитала на казну означала фактически ещё большее усиление эксплуатации индийских трудящихся и наличие сильной зависимости от английских колониальных властей. […]
  • 09.05.2015 Массовое движение Когда стало ясно, что сила массового движения перешла все установленные для нее границы и что авторитет Ганди, продолжавшего оставаться на свободе, находится в сильной опасности, […]
  • 12.05.2015 Практическое значение В этом лежит практическое значение его учения с точки зрения крупной буржуазии, которая терпит и даже с улыбкой поощряет его утопические стремления и фантазии, потому что она знает их […]
  • 13.06.2025 Дели: столица Индии Дели, столица Индии, – это город, который завораживает своей многогранностью и противоречиями. Это место, где древние памятники архитектуры соседствуют с футуристическими небоскребами, где […]
Интересное

Copyright © 2022. All Rights Reserved.